Монахи комусо

Комусо буквально означает монахи пустоты, так называют монахов дзэнской школы Фукэ в Японии. Появились они, в стране восходящего солнца, в 1255 году, основателем секты считается учитель Синти Какусину известен так же под именем Мухон Какусин а после смерти — Хотто Кокуси ), который отправился в Китай в 1249 году для изучения буддизма, вернувшись домой, он основал школу для обездоленных под названием «сообщество ничто» , откуда и взяли свое начало монахи пустоты. Характерной особенностью комусо являлась игра на японской продольной флейте сякухати (заимствованная так же в Китае) . Игру на флейте монахи использовали в качестве медитативной практики суйдзэн - «духовой дзэн») .

00

Считалось, что посредством игры на флейте монах может достичь самореализации. Их отличительная черта-практика суйдзэн в виде игры на сякухати, являющейся длинной японской флейтой из бамбука, и большая тростниковая шляпа тэнгай полностью скрывавшая голову. Комусо использовали свою флейту в самых разнообразных ситуациях, как при встрече с собратьями по школе, так и при встрече с врагом. Во втором случае адепт использовал сякухати и любые подручные материалы для отражения удара врага. Если предстоявший поединок не имел молниеносный характер, то комусо проходил через следующую последовательность отражения угрозы: сначала он замирал на месте, сосредотачиваясь, затем выверенным плавным действием отвязывал «котомки» от пояса. Только после этого монах имел право извлечь кинжал.

1

Еще каждый комусо после принятия в школу получал два меча. Первый меч, являвшийся коротким мечом или кинжалом, назывался «малая сякухати» и закреплялся возле пояса. Второй длинный меч был сделан из дерева, имел длинную рукоятку и напоминал внешним видом посох. Его назначение точно неизвестно, некоторые исследователи предполагают, что он использовался в тайных эзотерических боевых практиках школы. И при вступлении в секту, комусо должен был доказать своё самурайское происхождение.

2

Монахи пустоты выглядели, своеобразно, комусо выделялись своим головным убором, тэнгай- «крышка неба»), тростниковая шляпа полностью закрывавшая лицо, что обеспечивало анонимность последователей. Ношение тэнгай символизировало отречение от собственного "я", помогало оградить себя от внешнего мира и полностью сконцентрироваться во время медитации. По тому, как монах надевал тэнгай и удерживал свою флейту, другие последователи легко определяли, нужен ли монаху ночлег или нет.

3

Верхнее одеяние монаха - кэса, служило «одеждой учения» и «доспехами смирения», согласно учению школы оно помогало ликвидировать гнев, лень и ложное знание. Внешне кэса выглядела как прямоугольная накидка с решётчатым узором. Разные по цвету кэсу соответствовали рангу последователя в школе и надевались вместе с сандалями дзори или деревянными гэта, имевшими высокую платформу. Каждый монах носил на груди дощечку кэнконбари. Она была выполнена из дерева, на одной стороне дощечки было написано «не рождённый, не умирающий», а на другой — дзэнское имя монаха. За спиной комусо держал одеяло фукусу, а на поясе располагались «Котомкитрёх долин» , включавшие в себя две коробочки для текстов буддийских гимнов и небольших молитвенных табличек и чашу для подаяния.

4

5

6