Кинцуги

1

Японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака,полученного из сока лакового дерева (уруси), смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком. Уруши – это сок дерева уруси ( лакового дерева ). Ботаническое название Rhus vernicifera. Это дерево относится к группе Anacardiaceae ( sumac ) и встречается на территории Китая, Кореи, Японии и восточной части Гималаев. Сок этого дерева содержит смолу urushiol, которая при соприкосновении с влажностью в воздухе полимеризируется и превращается в очень прочный, пластичный слой лака.Фактически, уруси является натуральным пластиком. Философская основа искусства кинцуги заключается прежде всего в том, что поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки.


Искусство кинцуги возникло в Японии XV-ого века в период правления сёгуна Асикага Ёсимасы. Правление этого сёгуна ознаменовалось сильным влиянием идей Дзен-буддизма, а также ростом эстетики ваби-саби (изящность в простоте, скромная простота), да и в целом всей японской культуры. Собравший при своем дворе целые штаты художников, поэтов и ремесленников сёгун Асикага Ёсимаса популяризировал среди японцев чайную церемонию чадо, искусство аранжировки цветов икебана, тушевую живопись суми-э, а также драматургию но. Чрезвычайным почетом и вниманием был удостоен в то время кодекс самураев Буси.

7

Предание гласит, что сёгун Асикага Ёсимаса отправил в Китай разбитый чайный сервиз, который был весьма дорог его сердцу. Особо почитавший искусство чайной церемонии Асикага Ёсимаса был огорчен, когда увидел, что китайские мастера не нашли ничего лучше кроме как скрепить разбитую посуду уродливыми металлическими скобами. Тогда он поручил своим мастерам найти более эстетичные методы реставрации. Так и возникло искусство кинцуги.
Различают три основных разновидности кинцуги :
трещина - использование золотой пыли со смолой или лаком вместо клея с минимальным объёмом недостающих частей;
мозаика дословно «заполнение отсутствующих фрагментов - выполняется золотом или золотой эмалью;
стыковка - замена отсутствующих частей другими, подходящими по форме, но не обязательно по фактуре и цвету.

2

Ремонт начинается с обсуждения внешнего вида готового изделия и подборки материалов. Разбитая посуда моется, сушится, кусочки собираются вместе при помощи скотча, изоленты, пластилина и.т.д. Делается это для того, чтобы понять как выглядела посуда, учесть возможные остаточные деформации.

3

Следующим этапом идет создание базы, которая состоит из рисовой муки, воды и лака уруси. Получается своеобразный клей. Этот состав наносится на склеиваемые поверхности, они совмещаются, фиксируются. Этим же составом заполняются глубокие трещины, недостающие части. Лак сохнет от двух недель до месяца.

6

Затем база аккуратно наносится на все склеиваемые фрагменты. Все скрепляется, даже самые маленькие части.Лишняя "база" удаляется, швы очищаются, проверяется наличие пузырьков, пропусков. Если все ровно, происходит зачистка наждачной бумагой начиная с крупной и заканчивая самой мелкой. Потом все швы покрываются тонким слоем лака и изделие отправляется на сушку, лак сохнет до недели. Высушеное изделие снова шкурят наждачкой и наносят лак по швам. Процесс шкурки и нанесения лака происходит до тех пор пока мастер не будет доволен результатом.

4

После всех манипуляций изделие чистят, наносится тонкий слой лака по шву и сверху засыпается металлическая пудра, это может быть золото или серебро, даже платина. Завершающая сушка и смывание остатков пудры.

5